Юристы обсудили проблемы и перспективы беспилотного транспорта в РФ

На главную страницу \ Новости \ Автомобильные дороги \ Юристы обсудили проблемы и перспективы беспилотного транспорта в РФ

На секции VIII Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ), посвященной беспилотному автотранспорту, участники конференции обсудили подходы к нормативному регулированию и использованию беспилотных автомобилей, рассмотрели зарубежный опыт и рассказали о своих предложениях по созданию условий для допуска беспилотников на дороги общего пользования. Однако вопросов по итогам сессии осталось больше, чем ответов, так как нормативная база для такого автотранспорта пока отсутствует.

Сегодня в рамках VIII Петербургского международного юридического форума прошла дискуссионная сессия «Беспилотный транспорт в России: необходимое регулирование для обеспечения технологического лидерства» под эгидой «Яндекса». По ее итогам юристы пришли к выводу, что для недопущения технологического отставания России необходимо в кратчайшие сроки разработать правовое регулирование в этой сфере.

Модератор конференции и вице-президент по корпоративным отношениям «Яндекс» Марина Амелина поблагодарила собравшихся за внимание к теме и подчеркнула ее важность. Вице-президент по правовым вопросам НП ГЛОНАСС Екатерина Кочергина констатировала, что «беспилотный транспорт — это уже не будущее, а данность». Она рассказала о наиболее распространенных требованиях для тестирования беспилотников на дорогах общего пользования в зарубежных странах, среди которых дополнительное страхование ответственности владельца, оснащение автомобиля «черным ящиком» или двусторонней связью с диспетчерской, видеофиксация тестирований, наличие водителя или оператора в кабине беспилотного транспортного средства, подтверждение квалификации водителя-испытателя и положительных результатов испытания автомобиля на полигоне. По ее мнению, несмотря на определенные сложности технологического и организационного плана (например, в России невозможно выпустить такой автомобиль на дорогу, если у него нет руля), необходимо все же вырабатывать стандарты и продолжать тестирование беспилотников.

Заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов в своем выступлении сосредоточился на том, что ни понятия беспилотного транспорта, ни стандартов, ни соответствующего законодательства в России фактически нет, хотя необходимость в них уже определенно есть. По его словам, существует несколько механизмов решения проблем «нормативного вакуума»: национальное нормативное регулирование, нормативное регулирование на уровне Евразийского экономического союза, проведение национальной стандартизации (предварительных стандартов и ГОСТов), а также международной стандартизации в рамках ООН. Чиновник также предложил подумать над тем, чтобы маркировать такие автомобили: «Может, красить их яркой краской? Красной, например, или оранжевой».

Алексей Гогенко, заместитель генерального директора по стратегическому развитию ФГУП НАМИ, рассказал присутствующим о принятой мировым сообществом инженеров шкале управления автотранспортными средствами. Градация оценивается от нуля до шести, где ноль — это полностью неактивная система автоматического управления, где водитель постоянно осуществляет управление скоростью и направлением движения автомобиля, а шесть — это полная автоматизация, при которой водитель не требуется и система осуществляет управление абсолютно во всех ситуациях. «Уже сейчас водители привыкли использовать системы помощи водителям»,— констатировал он, добавив, что автоматизация поможет сократить количество ежегодно гибнущих в ДТП людей. После этого господин Гогенко поведал о возможных рисках для традиционных и беспилотных автомобилей. Так, беспилотники могут подвергнуться риску технического сбоя, несанкционированного вмешательства в систему управления, столкнуться с ошибкой геолокации или потерей данных. «При этом, если говорить о статистике ДТП в России за 2017 год, по вине водителей произошло 143 тыс. ДТП, в которых 16 тыс. человек погибло, а из-за технической неисправности произошло 545 ДТП, в которых погибло 103 человека»,— утверждает Алексей Гогенко, отмечая, что искусственный интеллект должен превосходить среднестатистического водителя. К сожалению, продолжал он, за последние три года западные коллеги ушли далеко от нас, но пока отставание еще не критическое.

«За последние несколько лет у нас ни одного акта не было принято, ни одного шага не сделано. Все только и говорят о безопасности, стандартах, о международной гармонизации»,— заострил председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов. Такими темпами, не успокаивался он, мы только к 2035 году придем к этому: «Давайте ну хоть что-нибудь уже сделаем? Не надо заглядывать на пятый-шестой уровни автоматизации, что-то простое хотя бы». Далее последовало предложение реализовать тестирование беспилотников «Яндекса» в «Сколково», но не на полигоне, а в реальных условиях: «Нельзя тесты проводить по всей стране и не надо навязывать эти автомобили населению. Давайте будем брать такие территории, как Сколково, где работают и живут лояльные люди, и не будет никакого народного возмущения. Скорее, наоборот — там все только этого и ждут». Завершая свою эмоциональную речь, глава «Сколково» заявил, что призывы Дмитрия Медведева на сегодняшнем пленарном заседании ПМЮФ «вдохновляют», но пока все эти графики вводят в депрессию: «Так мы далеко не уедем».

Возврат к списку

О проекте

Профессиональный интернет-портал RNSINFO – современный источник актуальной информации о системах мониторинга и контроля автотранспорта. Информационный портал RNSINFO ориентирован на широкую аудиторию интернет-пользователей различных регионов России. Свежие новости из достоверных источников, актуальная аналитика и мнения ведущих экспертов позволяют быть в курсе настоящего и будущего отрасли. Портал RNSINFO является информационным партнером и постоянным участником российских и международных выставок, государственных форумов и конференций. 

Современные сервисы нашего портала создают максимально удобные условия для встречи поставщиков и пользователей услуг и оборудования. 

Целью интернет-портала RNSINFO – является, объединение профессионалов транспортной отрасли на базе интерактивной коммуникационной площадки.

Возможности
Портал RNSINFO обеспечивает пользователей справочной и аналитической информацией:
  • уникальные материалы;
  • подробные ответы экспертов отрасли;
  • тематическая инфографика;
  • анализ рынка;
  • актуальные новости;
  • современные сервисы.

Актуальные новости рынка, статистика продаж оборудования в регионах и другая полезная информация поможет оставаться в курсе событий в рамках одной интерактивной площадки. Сервис «Тендеры» позволяет заказчикам приобрести услугу или товар эффективно, быстро и по самой выгодной цене. Он создан для того, чтобы облегчить и максимально упростить процедуру поиска исполнителей на поставку и установку систем мониторинга, тахографов и другого оборудования. Размещая тендер на нашем портале, в короткий срок вы получаете заявки и предложения от проверенных и сертифицированных дилеров и производителей.

Контакты

Портал RNSINFO – крупнейший в России интернет-ресурс, который объединяет пользователей, производителей и интеграторов систем контроля транспорта. 


Адрес: 
г. Санкт-Петербург, пр. Шаумяна д.69
Телефон:
+7 (812)988-33-62
E-mail:
info@rnsinfo.ru

Директор
Николай Паньшин
Редактор отдела новостей
Лилия Кирсанова




   
   
VIII Международная школа по спутниковой навигации
Зарегистрируйтесь!
Этот раздел сайта доступен только для зарегистрированных пользователей.
Зарегистрироваться Вернуться
Для корректной работы данного функционала сайта вам необходимо зарегистрировать компанию. Это можно сделать в личном кабинете в разделе Моя Компания.
Вернуться
Данный сервис доступен только пользователям с типом аккаунта PRO. Прочитайте про PRO-аккаунт подробнее.
Перейдите на PRO Вернуться