Кризис: забыть о безопасности в угоду экономии!

На главную страницу \ Материалы \ Статьи \ Статьи о цифровых тахографах \ Кризис: забыть о безопасности в угоду экономии!
Кризис: забыть о безопасности в угоду экономии!
Цифровые тахографы

Минтранс освободил производителей транспортных средств от оснащения тахографами на заводском конвейере?  

Это действительно так или только кажется на первый взгляд?

Что это - попытка угодить производителям, желание чиновников Минтранса или реализация интересов иных лиц?

Попробуем разобраться в этих вопросах и дать оценку ситуации в связи с изменениями, внесенными в Приказ Министерства транспорта от 21.08.13 №273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами». Законодательное регулирование вопросов, связанных с применением тахографа для контроля режимов труда и отдыха водителей, находится в правовом поле различных ведомств. Тахограф с одной стороны является прибором, выполняющим функции государственного контроля, а с другой стороны - компонентом транспортного средства, оказывающим прямое влияние на управление и предсказуемость автомобиля, по этой причине законодательное регулирование распределило тахограф между двумя ведомствами. В части контрольных функций нормативные акты относятся к области регулирования Министерства транспорта Российской Федерации, а в части требований по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств - к области технического регулирования в рамках полномочий Министерства промышленности и торговли РФ.

Для понимания сути внесенных изменений, описание которых будет представлено ниже по тексту, нужно учитывать общие Положения, предписывающие правила формирования текстов нормативно-правовых актов, а именно: требования, изложенные в законодательных актах, имеющих преимущественную силу над иными нормативно-правовыми документами, не должны повторяться в документах, имеющих меньший юридический статус, поскольку нормы уже действуют.

Теперь можно перейти к сути изменений, которые были внесены в Приказ Минтранса №273. Из текста Приказа было исключено требование по оснащению тахографами транспортных средств на конвейере завода производителя.

tahograf (3).jpg

Кому это выгодно?  Однозначно можно сказать, что не владельцу транспортного средства, для него с любой точки зрения это невыгодно! С экономической стороны - потому что цена при установке на конвейере существенно ниже, чем при установке тахографа в условиях мастерской. С технической точки зрения это еще более невыгодно, потому как установка модели тахографа даже с минимальными отклонениями от конструкторской документации может привести к потере корректного управления автомобилем в самый неожиданный момент, и, самое опасное, если это произойдет в экстренной ситуации, в условиях, когда каждый метр тормозного пути – это чья-то сохраненная жизнь.

Выгодно это в первую очередь производителям: для производителя автомобиля с экономической точки зрения – это снижение затрат на производство продукции; для производителя тахографа это также снижение затрат на изготовление устройства, обладающего требуемой для автокомпонента степенью надежности, который не подведет в любой ситуации, к тому же это экономия на процедурах подтверждения соответствия в составе автомобиля - качественный тахограф производить дороже, чем некачественный.

Всем остальным это невыгодно, а с точки зрения основной задачи тахографа – защиты интересов населения от рисков, связанных с возникновением аварийных ситуаций на дороге, решение по исключению требования оснащения тахографами транспортных средств на конвейере завода-производителя противоречит государственным интересам. Что и отражено в Федеральном законе от 10.12.95 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», где в статье 3 определяется, что «Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; ...».

Сразу же после вступления в силу данного изменения заинтересованные лица начали активно сообщать всем участникам отрасли, что теперь на конвейере устанавливать тахограф не требуется и одобрение модели тахографа со стороны завода-производителя не требуется также – понятно, что это «было им на руку». Но заинтересованные лица просчитались: одобрения производителя для модели тахографа никто не отменял, поскольку этот вопрос регулируется не приказом Министерства транспорта, а Техническим регламентом Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», который имеет преимущественную юридическую силу над всеми внутренними нормативными актами Российской Федерации.  

Технический регламент 018/2011 предусматривает процедуру прохождения одобрения типа транспортного средства в составе с тахографом, при этом регламент не требует его обязательной установки на конвейере завода. Если модель тахографа не внесена в конструкторскую документацию завода-производителя транспортного средства, то ТР ТС 018/2011 предписывает прохождение процедуры внесения изменений в конструкцию транспортного средства, в противном случае эксплуатация транспортного средства запрещается.

Из вышесказанного очевидно, что законодательство не освободило производителя автомобиля от одобрения модели тахографа в составе модели транспортного средства, допускается только различный порядок оснащения транспортного средства тахографом: либо на конвейере, либо в мастерской, и в любом случае допускается только та модель, которая включена в состав электронного оборудования и является компонентом, внесенным в заводскую документацию транспортного средства.  

Однозначно, что освобождение завода-производителя от установки тахографа на конвейере приведет к отрицательным последствиям:

- повышение стоимости для конечного потребителя;

- увеличение риска возникновения ДТП по причине установки в мастерской некачественной модели тахографа, не прошедшей одобрение завода-производителя автомобиля и не прошедшей процедуры проверки совместимости электронных компонентов ТС, и, как следствие, не исключающей возможность потери предсказуемого управления автомобиля в экстренных ситуациях.


tahograf (2).JPG


В заключение можно сказать следующее:
несмотря на то, что приказ Минтранса освободил производителей автомобилей от оснащения на конвейере транспортных средств тахографами, ситуация с юридической точки зрения не изменилась – обязанность внести в конструкцию автомобиля такой компонент, как тахограф, осталась, и ее даже повторять в тексте приказа Министерства транспорта не требуется – достаточно требования Технического регламента. Соответственно, и обязанность производителя тахографа делать качественный прибор с прохождением процедуры одобрения завода-производителя ТС также осталась. Если производитель тахографа этого не сделал, то владелец автомобиля обязан оформить внесение изменений в конструкцию транспортного средства перед установкой неодобренного заводом-производителем тахографа. Это касается всех моделей автомобилей: как выпускающихся в эксплуатацию, так и находящихся в эксплуатации, что следует из определения компонента транспортного средства, изложенного в ТР ТС 018/2011. При этом не имеет значения, предусмотрено ли было наличие тахографа в составе автомобиля на момент его выпуска в эксплуатацию или нет, в случае если не предусмотрено, то регламент не предъявляет требований по оснащению, но и не запрещает иным нормативным актам такое требование предъявлять, это наблюдается и на текущий момент: данное требование предписано статьей 20 Федерального закона от 10.12.95 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Перевозчику следует внимательно отнестись к выбору модели тахографа с целью обезопасить себя от возможного риска возникновения аварийной ситуации. Никто в этом вопросе больше, чем сам владелец, не заинтересован. Поэтому не стоит доверяться рекламным слоганам и заверениям, а необходимо ознакомиться с требованиями Технического регламента Таможенного союза 018/2011.

Эксперт RNSINFO, Мирошин Геннадий Святославович

test

текст кнопки

  • Рекомендованные компании в вашем регионе:
  • и другие 97 компаний
  • Согласен с автором на 100 %. Эта статья доказывает еще раз что Мирошин Геннадий Святославович Профессионал в тахографии с большой буквы.

Возврат к списку

О проекте

Профессиональный интернет-портал RNSINFO – современный источник актуальной информации о системах мониторинга и контроля автотранспорта. Информационный портал RNSINFO ориентирован на широкую аудиторию интернет-пользователей различных регионов России. Свежие новости из достоверных источников, актуальная аналитика и мнения ведущих экспертов позволяют быть в курсе настоящего и будущего отрасли. Портал RNSINFO является информационным партнером и постоянным участником российских и международных выставок, государственных форумов и конференций. 

Современные сервисы нашего портала создают максимально удобные условия для встречи поставщиков и пользователей услуг и оборудования. 

Целью интернет-портала RNSINFO – является, объединение профессионалов транспортной отрасли на базе интерактивной коммуникационной площадки.

Возможности
Портал RNSINFO обеспечивает пользователей справочной и аналитической информацией:
  • уникальные материалы;
  • подробные ответы экспертов отрасли;
  • тематическая инфографика;
  • анализ рынка;
  • актуальные новости;
  • современные сервисы.

Актуальные новости рынка, статистика продаж оборудования в регионах и другая полезная информация поможет оставаться в курсе событий в рамках одной интерактивной площадки. Сервис «Тендеры» позволяет заказчикам приобрести услугу или товар эффективно, быстро и по самой выгодной цене. Он создан для того, чтобы облегчить и максимально упростить процедуру поиска исполнителей на поставку и установку систем мониторинга, тахографов и другого оборудования. Размещая тендер на нашем портале, в короткий срок вы получаете заявки и предложения от проверенных и сертифицированных дилеров и производителей.

Контакты

Портал RNSINFO – крупнейший в России интернет-ресурс, который объединяет пользователей, производителей и интеграторов систем контроля транспорта. 


E-mail:
info@rnsinfo.ru
Зарегистрируйтесь!
Этот раздел сайта доступен только для зарегистрированных пользователей.
Зарегистрироваться Вернуться
Для корректной работы данного функционала сайта вам необходимо зарегистрировать компанию. Это можно сделать в личном кабинете в разделе Моя Компания.
Вернуться
Данный сервис доступен только пользователям с типом аккаунта PRO. Прочитайте про PRO-аккаунт подробнее.
Перейдите на PRO Вернуться